Великопостное послание Главы Башкортостанской митрополии, митрополита Уфимского и Стерлитамакского НИКОНА

Опубликовано: 1 марта 2020 в 15:49.

ВЕЛИКОПОСТНОЕ ПОСЛАНИЕ

Главы Башкортостанской митрополии, митрополита Уфимского и Стерлитамакского НИКОНА боголюбивым пастырям, монашествующим, и всем православным христианам Башкортостанской митрополии.

Постимся постом приятным, благоугодным Гоподеви: истинный пост есть злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления (Стихира в понедельник Великого поста).

Время Великого поста — это десятина дней года, которую святые отцы заповедали особо приносить Богу, поэтому и богослужениями Великого поста Церковь постепенно научает человеках более глубокому пониманию законов и смысла духовной жизни, подводя его ко встрече с воскресшим Христом.

Постимся постом приятным, благоугодным Господеви! Значит, есть пост неприятный и неблагоугодный Богу?! Какой это пост? Тот, когда не вкушаешь обыкновенной, а может быть, и никакой пищи; а сам своим гневом и строптивостью изъядаешь душу и тело близких твоих. Тот пост, когда ты в храме падаешь на землю и просишь себе отпущения грехов, говоришь, чтобы они прощены были так же, как ты прощаешь все прегрешения против тебя; а, вышед из храма, осуждаешь всех и вся! Тот пост не благоприятен Господу, когда ты по внешности как будто смиряешь себя и говоришь, что ты первый из грешников; а внутренне не знаешь меры своим мнимым достоинствам, ставишь себя выше всех. Тот пост не угоден Богу, когда ты хочешь и ожидаешь, чтобы за малые поклоны и несколько воздыханий открылись врата Царствия небесного.

В преддверии Великого поста, очистив себя взаимным всепрощением, мы должны приступить к подвигам Великого поста, а для этого надо знать, какова его цель и какие требования к постящимся предъявляет это особое время. Такое знание совершенно необходимо, чтобы по неведению, уклонясь в самочиние, вместо пользы не получить еще большего греха!

Пост — это первая и, как показала сама жизнь, важнейшая заповедь Господа Бога, данная нашим праотцам. И ПОСЛУШАНИЕ В ПОСТЕ — ВАЖНЕЙШЕЕ ТРЕБОВАНИЕ. Из него, как из могучего корня, произрастают все заповеди Блаженства, Богом нам обетованные. Нарушив заповедь о посте, наши прародители потеряли живое общение с Богом и

стали изгнанниками рая, непослушанием открыв трагедию человеческой истории, причастниками которой и мы с вами являемся.

И уже с тех пор слово Божие стало мерилом сознательного выбора человека между жизнью и смертью. Заповедь же о посте, начав своё происхождение и освящение в раю, последовала за человеком и в земную жизнь.

Великий пост Спасителя — пред великим служением и пред великими страданиями. Господь во всём, кроме греха, подобный нам, людям, постом готовился принести в жертву человеческим неправдам Свою жизнь. Сорок дней и ночей Он провёл в одиночестве в пустыне, и, когда враг рода человеческого приступил к Нему с соблазнами, Господь противостоял им, научая Своих будущих последователей, как постом, молитвою и крестным подвигом побеждать надо врага! И услышал христианский мир, и поверил, что не хлебом единым жив человек, но только силой Божией, в человеческой немощи совершаемой, а значит: «Господу Богу поклоняйся и Ему одному служи». Так Великим постом совершалось приготовление к величайшему событию в истории человечества — к его спасению. Кто не постится в этот пост, тот не может знать полной радости Святой Пасхи! И теперь нетрудно ответить ещё раз на вопрос: что же такое Великий пост для человека? Это подвиг, подвиг молитвы и всяческого воздержания, духовного и телесного; это источник чистоты, приближающий постника к Богу, ибо только ЧИСТЫЕ СЕРДЦЕМ БОГА УЗРЯТ. Пост — это и воспитание воли. Время поста нужно и для того, чтобы осмыслить свою жизнь в свете заповедей Христовых, чтобы покаянием навести порядок в своей душе и сердце и, очистившись и обновившись, воспринять силу и благодать, а также и мужество на дальнейшее несение своего жизненного креста! К Кресту Спасителя в Великий пост мы приносим бремя своих грехов и весь пост стоим перед судом собственной совести в строгом самонаблюдении, воздержании и молитвенном напряжении. Сосредоточенность в себе требует, чтобы мы не развлекались и не рассеивались множеством впечатлений от бушующего вокруг нас мира, ЗАБЫВШЕГО БОГА! Нам предстоит оградить себя от всего дурного, от страстей, воюющих на души наши, от гордыни, как корня всех зол, и всех исчадий гордости — злобы, зависти, ревности, от осуждения и многоглаголания!

Но как достигнуть этого своими немощными силами, когда многое уже стало привычкой? Церковь опять ясно указывает путь — только обуздание плоти поможет дать простор нравственным силам души и СВЯЗАТЬ ГРЕХ: «…постимся, брате телесне, постимся и духовне». ТЕЛЕСНЫЙ ПОСТ — это раннее пробуждение, частое посещение храма, многие земные поклоны, воздержание от суетных развлечений, от привычных, услаждающих нас яств и питий. ДАЖЕ ОБРАЗ ПИТАНИЯ по Уставу Церкви жёстко определен. На

ПЕРВОЙ НЕДЕЛЕ предписывается сухоядение во все дни, кроме среды и пятницы, в которые служится Преждеосвященная литургия и на трапезе предлагается суп. Пища суровая, даже без растительного масла. Елей (растительное масло) полагается только по субботам и воскресеньям. И было время, когда весь православный люд в России постился по Уставу Церкви наравне с монахами. И БЫЛА РУСЬ СВЯТАЯ!

Можем ли мы в наше время поститься по Уставу? При одной мысли об этом наша плоть поднимает в уме бурю возражений и оправданий в виде различных болезней, а страх за свое здоровье диктует нам свои уставы. Мы не вкушаем скоромную пищу, но объедаемся до пресыщения постной, да не простой, а приготовленной со всякими специями и приправами, делая великопостную трапезу разнообразнее и вкуснее обычной. И забываем, что воздержание и обуздание плоти — это только самое малое в посте, это его начало! Но как же мы приступим к очищению сердца, к борьбе со страстями, владеющими каждым человеком, не усмирив плоть? Пост напоминает нам, что великое счастье быть христианином, но и то, что это знание налагает на нас и великие обязанности!

Святитель Иоанн Златоуст так увещал своих чад духовных: «…не говори мне, что ты столько-то дней постился, не вкушал того или другого, не пил вина, ходил в рубище; но скажи нам, сделался ли ты из гневливого тих, из жестокого благосклонен. Если ты исполнен злобою, для чего тебе истощать плоть? Если внутри тебя зависть и любостяжание, что пользы в том, что ты пьёшь одну воду? Если душа, госпожа тела, заблуждает в тебе, то для чего наказываешь рабу её — чрево?» В одной из стихир Церковь так обращается к нам: «…от брашен (мяса) постящися, душе моя, и страстей не очистившися, всуе (напрасно) радуешися неядением: аще бо не повод ти будет к исправлению, яко ложная возненавидена будеши от Бога, и злым демоном уподобишися, николиже (никогда) ядущим». Смысл этой стихиры таков: только воздерживаясь от пищи, не очищаясь от страстей, ты, душа, напрасно радуешься тому, что не ешь мясной пищи. Ибо если пост не послужит тебе ко исправлению, то, как лживая, будешь ты возненавидена Богом и уподобишься злым демонам, которые никогда не вкушают никакой пищи. ЦЕРКОВЬ ТРЕБУЕТ ОТ НАС БЫТЬ ИСТИННО ПОСТЯЩИМИСЯ ПРЕД БОГОМ, а не кажущимися только! Всероссийский Патриарх ТИХОН, обращаясь к своей пастве, повторял в дни Великого поста: «…поститесь всегда. Если налагаешь пост чреву твоему — наложи пост и злым мыслям, и прихотям твоим. Да постится ум твой от суетных помышлений; да постится память твоя от злопомнения; да постится воля твоя от злого хотения; да постятся очи твои от злого видения; да постится язык твой от клеветы, осуждения, кощунства, лести, сквернословия и всякого праздного слова…».

СВЯТЕЙШИЙ ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ КИРИЛЛ в одной из великопостных проповедей так научает нас бороться со своими греховными наклонностями: «… если малые и великие враги нашего спасения будут побеждаться нами поодиночке и один за другим, то в душу нашу с каждым таким успехом станут вливаться новые силы. Более того, каждый выигранный бой против нечестия и неправды нашей жизни будет одаривать нас РАДОСТЬЮ СВОБОДЫ ОТ ГРЕХА, обогащать нас особым опытом этого духовного переживания, опытом сопричастности этой победе. В этом и заключается воспитание воли. А воля человека способна крепостью своей превосходить даже железные оковы. Время Великого поста создаёт особо благодатные условия для того, чтобы попытаться запечатлеть в нашей воле хотя бы одну единственную добродетель. А ПОКАЯНИЕ, ПОСТ и МОЛИТВА, равно как и ДОБРЫЕ ДЕЛА, должны поддерживать нас в этом стремлении, укрепляя в сознании правильности избранного пути» (из книги «Тайна покаяния», Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Великопостные проповеди 2001–2011 гг. М. 2012 г. С. 99–100).

Поздравляю православных христиан с Великим постом и призываю УКЛОНИТЬСЯ ОТ ЗЛА И СОТВОРИТЬ БЛАГО (Пс. 33, 15). «Сей есть христианский пост, какового Бог наш от нас требует. Покайтесь убо и, воздерживая себя от всякого злого слова, дела и помышления, будем поучаться всякой добродетели, и будем ВСЕГДА пред Богом постяся!» Аминь.

Божией милостию

смиренный митрополит Уфимский и Стерлитамакский.

Глава Башкортостанской митрополии РПЦ (МП).

Богоспасаемый град Уфа

Март 2020 г. от Р. Х.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.