Преподобная Варвара Бирская

Варвара Ивановна Койникова
(+08.11.1903)
Многолетняя страдалица. Преподобная.

Немного известно о страдалице Варваре, и то, что известно, глубоко назидательно.

Варвара Ивановна Койникова родилась в селе Сергеевке, Бирского уезда, Уфимской губернии; по происхождение крестьянка. До замужества жила в семье своих родителей и занималась домашними и сельскими работами и ничем осо­бенно не выдавалась из среды своих сверстниц.

За неё присватался один односельчанин. Этот крестьянин имел намерение жениться на другой девушке, которая его любила и хотела за него идти… Родители жениха, однако, не согласи­лись на этот брак. Они сосватали ему в невесты Вар­вару Ивановну. Тот согласился, и они повенчались.

Но бывшая невеста не забыла этой обиды и затаила в сердце страшную злобу против своей соперницы Варвары да и против её мужа. Она задумала сделать их несчастными и погубить каким-нибудь способом. Для этой цели ей захотелось войти в семью Варвары. Она вышла замуж за брата своего бывшего жениха и таким образом стала невесткой Варвары. Они стали жить дружелюбно, и Варвара никогда не имела подозрения к невестке в каком-либо злом умысле. Когда Варвара Ивановна почувствовала себя матерью, её соперница и задумала в это-то время погубить ненавистную ей Варвару.

По рассказу самой Варвары Ива­новны, дело было так: однажды обе снохи шли с поля домой — Варвара шла впереди, а невестка сзади её с дру­гими семейными. Они заметили, что невестка часто накло­нялась и поднимала землю, которая отставала от ног Варвары, и клала её себе за пазуху, но не придали этому значения и никто не спросил её, зачем она это делает. Когда Варвара Ивановна разрешилась от бремени и лежала в постели, ей захотелось пить, она позвала сноху и по­просила у неё пить. Та налила ей квасу и высыпала в него что-то, это видела и Варвара, но, по простоте своей, не подумала ничего худого. Как только она выпила это питье, сейчас же почувствовала себя худо, всю внутрен­ность у неё зажгло, как огнём, и тут же у неё отнялись руки и ноги. Она стала хиреть и не могла кормить ребёнка, который, к счастью, скоро умер. Несчастной Варваре Ивановне стало все хуже и хуже. Наконец, у неё руки пригнуло к груди, а ноги к животу, и в таком поло­жении она осталась калекою на всю жизнь. Муж и родные принимали все меры к лечению, но ничто не помогало: ни докторское лечение, ни своё, деревенское.

Варвара Ивановна покорилась своей участи с истинно-христианским смирением и стала лёжа размышлять о смерти, о вечной жизни за гробом и о своих грехах. Она хорошо сознавала, что её погубила сноха, но как — не знала, и ей виду не пода­вала, что её подозревает. Больная смиренно приписывала свою болезнь неисповедимым путям воли Божией, не имела к снохе никакой злобы и всегда о ней молилась Богу. Сна­чала за ней ходили усердно муж и мать, но потом все ее бросили, и она постоянно лежала одна на нарах. Ей прорезали отверстие, и она, лёжа над этим отверстием, даже в нужде обходилась без посторонней помощи. Только пищу ей давали из рук. Так она пролежала в доме своих родных 35 лет на одном месте и в одном положении. Ходила за ней мать очень плохо; целыми днями страдалица лежала забытая всеми без пищи; и мучилась особенно летом от жажды. Когда же умерла мать её, жизнь её стала

ещё тяжелее. Через добрых людей она обратилась за советом к прозорливому старцу Косме Иванычу (св.блаж.Косма Бирский), как ей жить? Старец благословил ей поступить в Бирский мона­стырь. Это было уже в конце жизни этого старца-подвижника. Когда пред смертью старца опечаленные сестры со слезами спрашивали его: кому он их поручает и к кому они тогда будут обращаться за советами, прозор­ливый старец сказал сестрам: «А вот скоро у вас будет великий светильник, она выше меня у Бога, она му­ченица, ей вас поручаю, к ней обращайтесь за советами. Скоро к вам придёт Варвара страждущая! Великая она раба Божия!» Об этих словах старца слышала и игумения монастыря.

Через несколько лет по смерти старца, Вар­вара Ивановна послала к игумении спросить: примут ли они её болящую в монастырь ради своего спасения? Игумения велела привезти больную и согласились дать ей келию и послушницу для ухода, с тем, чтобы страдалица молилась о спасении живущих в обители. И вот Варвара Ивановна поступила в Бирский Свято-Троицкий монастырь. Келию ей дали в странноприимном корпусе у ворот и приставили сестру для ухода, которая заботилась о содержании её в чистоте и кормила её из своих рук.

Слова Космы Иваныча стали известны и вне монастыря, и многие стали ходить к болящей Варваре, просить её молитв и совета в житейских делах. Хотя она не знала грамоты, но всегда давала советы из Св. Евангелия простые, но муд­рые и полезные для вопрошающих; нередко её ответы были и прозорливыми. Всем она говорила просто, сердечно, без всяких притчей и смиренно, только как своё мнение на вопрос. Для примера приведём следующий случай: у одной крестьянки муж задумал открыть бакалейную лавочку. Жене этого не хотелось, и она не надеялась, что муж сможет вести торговлю. Женщина поехала в город и зашла к болящей за советом. Та выслушала и говорить:

«Что же, торгуйте, только с друзьями-то пусть не просидит деньги, а то как раз заговоришься, а воры то и залезут в лавку! Торгуйте, Бог благословить вас»! Открыли лавочку. Однажды в сумерки муж сидел в лавке, а жена ушла коров доить; приходить в лавку сват мужа; тот обрадовался свату, пригласил его в комнату, поставил водочку на стол и беседует, лавку же забыл запе­реть. Жена пришла со двора, поставила самовар и сели чай пить. Проводили гостя. Жена и спрашивает мужа: ты запер ли лавку? Тот пошёл, а лавка-то настежь отво­рена, ящик с выручкой выдернут, и деньги все украдены, и из товару кое-что унесено. Так и не нашли воров, но вспомнили тут предостережение болящей Варвары.

Много было и других примеров прозорливости её. Через несколько лет её жизни в монастыре игумения предложила Варваре принять пострижение в мантию, и она была постри­жена с прежним именем Варвары. Тогда ей стали еже­дневно прочитывать в келии правило. Перед постелью её всегда висел образ с горящей лампадой, и страдалица сидела скорченная и молилась, взирая на образ.

Терпение её было изумительное: она никогда не роптала на свою долю, всегда благодарила Господа и была в мирном и благодушном настроении. Самый вид терпеливой страдалицы назидал приходивших к ней, а слова её были полны крото­сти и смирения и исходили от любящего сердца. Кроме терпения болезни, матушка Варвара несла подвиг постниче­ства: не пила чаю, а в среду, пяток и понедельник не вкушала никакой пищи. В таком жестоком житии душа её созрела для вечной блаженной жизни, и она преставилась мирною христианскою кончиною, напутствованная таинствами св. Церкви на 70 году её жизни, из коей 50 лет провела в злострадании в постели. В обители прожила 15 лет. Кончина её последовала 8 ноября 1903 года. Погребена рядом со старцем Космою Ивановичем в монастыре.

Усердием почитателей на могиле её поставлен каменный памятник с иконою, и зажигается лампада. Часто заказывают и панихиды по страдалице.

По запискам м. Т -ны.

Печатается по изданию: Жизнеописание отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков. Том Ноябрь. М.: (Издание Афонского русского Пантелеимоновского монастыря, 1909. Репринтное издание Введенской Оптиной пустыни, 1994. С. 111-115.)