Жизнеописание
Иеромонах Максим (Попов Мефодий Григорьевич) родился 17 июня 1876 года в с. Большой Сурмет Бугурусланского уезда Самарской губернии в большой зажиточной благочестивой крестьянской мордовской семье, которая издавна славилась крепкой верой в Бога. Отец, Григорий Степанович Попов, являлся попечителем церкви в с. Большой Сурмет. В его доме строго соблюдали все посты, христианские праздники, говели и причащались, ходили в храм и молились дома. Недаром монашескую стезю избрали четверо из пяти его детей. Мефодий Григорьевич был очень богобоязненным, смиренным, характер имел спокойный, говорил медленно, совсем не пил.
В начале 1900-х годов Мефодий Григорьевич венчался и в глубоко православном духе устроил свою семейную жизнь. Имея возвышенный религиозный строй души, благоговея перед православными святынями, совершил пешее паломничество в Киево-Печерскую Лавру, за 6 месяцев пройдя путь до Киева и обратно с мешком сухарей и несколькими парами лаптей на смену. Был он большим молитвенником, постоянно читал акафисты, каноны, Псалтирь, духовные книги. В доме горела неугасимая лампада пред иконою Божией Матери «Умиление». За строгую благочестивую жизнь Мефодий Григорьевич приобрел высокий авторитет на приходе и люди стали приходить к нему за советом и помощью так, как приходят к блаженным, духоносным старцам.
В революцию у семьи Поповых забрали все, опустошили амбары, свели со дворов скот, отобрали землю и хутор. В это смутное и страшное время торжества зла Мефодий Григорьевич сыграл важную роль в своем приходе в отстаивании чистоты Церкви и истин веры. В начале 1920-х годов в Космодамиановской церкви с. Б.Сурмет появился новый батюшка. Жители села заподозрили в нем самозванца. Для выяснения правды Мефодий Григорьевич поехал в Самарское Епархиальное управление и выяснил, что новоявленный «священник» в действительности таковым не является, о чем и было объявлено обществу. Мефодий Григорьевич забрал ключи от храма и служить самозванцу больше не позволил. Через некоторое время в обновленческую смуту к Мефодию Григорьевичу несколько раз приезжали целые делегации сектантов-мормонов и упрашивали его перейти в их секту, но он всякий раз отстаивал правду Православия и выпроваживал непрошенных «гостей» ни с чем.
Весной 1922 г. скончались отец и жена Мефодия Григорьевича от голода и тифа, сам он чудом остался жив. После смерти жены Мефодий Григорьевич наложил на себя обет безбрачия, стал еще больше молиться и решил принять монашеский постриг.
В 1926 году Управляющим Уфимской епархией епископом Иоанном (Поярковым) Мефодий Григорьевич Попов был пострижен в монашество с именем Максим и рукоположен в сан священника во Владимирском Каменском монастыре. С 1929 по 1929 гг. иеромонах Максим служил в монастырском храме Сергиевского женского монастыря Белебеевского уезда Уфимской губернии (в 10 км от г. Белебея).
Зимой 1927-1928гг. власти закрыли монастырь и организовали в нем колонию для беспризорных, остаться для службы в храме разрешили только о.Максиму и 10-12 монахиням. Все оставшиеся, о.Максим с двумя детьми и монахини, жили в двух сторожках при храме в тесноте и нужде. Приход был большой, жители окрестных деревень привозили дрова и скудные припасы, матушки готовили пищу на костре. Однако жизнь при храме продолжалась и проходила в духовной радости, никто не роптал, хотя и не знали, когда придет их черед стать изгнанниками. Однажды ночью колонисты разбили окно в алтаре и ограбили монастырь. О.Максим, дождавшись рассвета, отправился пешком в Белебей и к вечеру принес антиминс бывшего городского тюремного храма, переданный ему настоятелем собора. Так Господь избранным Своим посылал испытания и скорби. Зимой, в конце 1929г., храм закрыли — поздно вечером, после службы, чтобы было меньше шума и глаз. О.Максиму начальник колонии разрешил взять некоторые вещи и продукты только ради его двоих детей, монахиням с собой не разрешили взять ничего.
С февраля 1930 года Владыка Иоанн (Поярков) благословил о. Максима служить в Пророко-Ильинской церкви с. Рябаш Приютовского (ныне Ермекеевского) района, где несколько времени тому назад скончался священник и церковь была закрыта. Власти иногда вызывали батюшку в район по поводу уплаты налогов и другим делам, держали целый день, и батюшка возвращался заполночь. Активная церковная деятельность нового священника привлекла пристальное внимание властей. Постоянного жилья у о. Максима с детьми не было: он переходил из дома в дом, живя у крепко верующих крестьян. Он был поистине добрым пастырем для своей паствы, берег вверенное ему стадо от безбожия, от развращения власти, беззаветно отдавал все свои духовные силы и таланты, дарованные Господом, для служения Церкви. О. Максим всегда был строгим постником, жил по монашескому уставу. Прихожане во всем следовали своему пастырю.
6 ноября 1931 года (по другим данным: 17.09.1931г.) о. Максим был арестован в г. Белебее, куда он пришел со своими прихожанами помолиться на праздновании Табынской иконы Божией Матери. Поводом для ареста послужило заявление корреспондента златоустовской газеты «Пролетарская мысль», проявившего революционную бдительность: увидев на рынке г. Белебея священника и монахиню, он заподозрил о. Максима в проведении агитации среди крестьян и сообщил об этом в «органы». Весть об аресте священника быстро дошла до села. Прихожане не побоялись подписать прошение в ОГПУ об освобождении своего пастыря, но его не отпустили. Власти решили провести грандиозную провокацию со всенародным отречением о. Максима от Бога, но он решительно отказался.
25 октября 1931 года тройкой при ПП ОГПУ по Башкирской АССР о. Максим был обвинен в «антисоветской агитации» по ст.58-10 УК РСФСР с приговором 5 лет ссылки в Северный край (через ПП ОГПУ). Из обвинительного заключения: «В обостренной классовой борьбе в деревне на базе сплошной коллективизации священник Попов М.Г. и монашка Шестаева Е.В. вели систематическую антисоветскую агитацию среди крестьян дер. Рябаш и окружающих населенных пунктах, направленную, главным образом, против колхозного строительства. Своей агитацией они сумели добиться массового выхода из колхоза». Виновным себя о. Максим не признал.
В конце октября 1931г. из Белебея погнали этапом большую группу осужденных и среди них о. Максима. Этап пробыл на ближайшей станции половину суток, и дочери о. Максима удалось побыть с отцом и обо всем поговорить.
О. Максим был заключен в лагере, который находился в д. Наволочки (Наволоки?) Холмогорского района Архангельской области. В 1934 г. переписка с ним прервалась. Весной 1934г. во время разлива Северной Двины, затопило лагерь, где содержался о. Максим. Многие заключенные погибли, о. Максим заболел воспалением легких. Власти разрешили забрать умирающего домой, но ехать за ним было некому и не на что. Умирающего батюшку отдали жителю д. Наволочки (Наволоки?) по фамилии Маслов, человеку верующему. В его доме преподобномученик о. Максим скончался и сподобился христианского погребения.
По представлению Архиепископа Уфимского и Стерлитамакского Никона Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви (13-16 августа 2000г.) иеромонах Максим (Попов) был канонизирован как преподобномученик в Соборе Новомучеников и исповедников Российских. День памяти: Собор новомучеников и исповедников Российских — Первое воскресение, начиная с 25.01/07.02
На фотографии: Будущий иеромонах Максим (Попов) со своими сестрами и др. родственницами – насельницами Владимирского Каменского монастыря Уфимской епархии
Авторы материала:
1. Попова Клавдия Мефодиевна, дочь иером. Максима (Попова)
2. Зимина Нина Павловна,