Жизнеописание.
Евграф Васильевич Еварестов (1858-1919), протоиерей, настоятель Воскресенского кафедрального собора г. Уфы. Родился в с. Кирсаново Пономаревской волости Бугурусланского уезда Самарской губернии в семье сельского священника. В семье сельского батюшки сыновей было несколько, еще Александр и Геннадий, также принявшие священнический сан. (Геннадий был расстрелян в 1937г.).
В 1879 г. окончил Самарскую духовную семинарию. С 1879 по 1881 гг. — преподаватель русского и церковно-славянского языков и надзиратель Самарского Духовного Училища. В 1881 году поступил в Казанскую духовную академию, которую окончил в 1885 г. со степенью кандидата богословия. С 1885 по 1887 гг. — помощник инспектора Уфимской Духовной Семинарии.
В день Пятидесятницы, 24.05.1887, рукоположен в сан диакона. На следующий день, 25.05.1887 – День Св. Духа – рукоположен в сан иерея епископом Уфимским Дионисием (Хитровым). Все свое пастырское служение со дня хиротонии и до самой мученической кончины о. Евграф совершал в Уфимском Воскресенском кафедральном соборе (на его месте сейчас находится Башкирский академический театр драмы). С 1900 г. он настоятель этого собора в сане кафедрального протоиерея, благочинный (с 1897г.).
Активно занимался педагогической и просветительской деятельностью: преподаватель Уфимской Духовной Семинарии (с 1887г.), епархиальный катехизатор (1888-1898гг.). В Уфимской Духовной Семинарии преподавал обличительное богословие, историю и обличение русского раскола. Являлся с 1887г. в течение 30 лет непременным членом Правления Духовной Семинарии по педагогической и распорядительной части, неоднократно исполнял обязанности инспектора (1891 и 1894-1896гг.) и даже ректора (1903, 1904, 1905гг.). С 1887 г. по 1903 г. состоял библиотекарем Семинарии. В 1890-1917 гг. о. Евграф преподавал Закон Божий ученикам Землемерного училища. Руководил жизнью церковно-приходских школ Уфимского уезда (1889-99 гг.), а затем всей епархии (1900-1905 гг.). С 1898 г. он член-соревнователь Попечительства о народной трезвости. Начиная с 1891г., в течение более 25 лет о. Евграф являлся делопроизводителем, а затем и председателем Епархиального съезда духовенства. Он был одним из зачинателей и создателей Эмеритальной кассы Уфимского Епархиального Ведомства, и в 1893-1917гг. пребывал в должности председателя Правления Эмеритальной кассы.
В 1896-1917 гг. о. Евграф неизменно пребывал в должности цензора проповедей и Уфимских Епархиальных Ведомостей, где печатал и свои работы. Среди них — обзорный труд об истории обретения и прославления одной из чудотворных икон Божией Матери — Богородско-Уфимской, написанный в 1895г., который и сегодня служит для нас источником исторического знания о культурных традициях Уфимской епархии. Научная работа Евграфа Еварестова продолжилась в качестве непременного члена Уфимского Статистического Комитета. С 1892 г. отец Евграф — член Комитета Православного Миссионерского общества. 1905 г. он — начальник противораскольнической миссии. В 1906-1914гг. о. Евграф являлся председателем Уфимской экзаменационной комиссии для ищущих священно-церковно-служительских степеней в Уфимской епархии. С 1916 г. он являлся членом Восточно-русского культурно-просветительского общества.
В 1907-1909гг. и в 1911г., будучи очень известным и уважаемым в городе пастырем, о. Евграф избирался депутатом духовного ведомства в уфимскую Городскую Думу от духовного ведомства.
О. Евграф обладал необыкновенным даром слова, был мастером полемики, умел говорить очень убедительно и доказательно, был неутомимым проповедником Слова Божия. Множество поучений и проповедей было произнесено им в Кафедральном соборе и во время миссионерских поездок по уездам Уфимской епархии; более 30 из них опубликованы в Уфимских епархиальных ведомостях.
За заслуги в своей многогранной деятельности протоиерей Е.В. Еварестов неоднократно удостаивался церковных и государственных наград, в том числе шести архипастырских благодарностей, орденов св. Анны 2-й и 3-й 4-й степени (1906 г.), в том числе ордена св. Владимира III степени (1914 г.), что давало право семье о. Евграфа на потомственное дворянство.
Интересны следующие подробности: о. Евграф был удостоен архипастырской благодарности: в марте 1891г. «за усердное преподавание Слова Божия», в августе 1893г. «за безупречные и безмездные труды по ведению дел епархиальной эмеритальной кассы», 18 марта 1895г. «за составление сказания о чудотворной Казанско-Богородской иконе Божией Матери и за пожертвование 100 рублей в пользу церковно-приходских школ», в ноябре 1900г. «по увещанию старообрядцев и осмотру церковных школ», в январе 1901г. «за миссионерские труды».
В Воскресенском кафедральном соборе находилась чудотворная святыня — икона Казанской Божией Матери, явленная на святом Богородском роднике. В честь этой чудотворной иконы была освящена церковь в с. Богородское. О.Евграф в течение многих лет совершал с прихожанами и духовенством крестный ход из собора в с. Богородское на место обретения чудотворной иконы (в 1932г. собор был разрушен, а святыня бесследно исчезла).
В свое время, напутствуя Евграфа на церковное служение, отец промыслительно благословил его иконой Казанской Божией Матери. Впоследствии все пастырское служение о. Евграфа прошло под покровом одного из чудотворных списков этой святыни.
Господь даровал Своему служителю множество талантов, и можно сказать, пожалуй, что ни один из них не был зарыт в землю, но каждый употреблен на пользу Церкви. Трудно найти такую область епархиальной или церковно-общественной жизни, в которой о. Евграф не проявил бы своих дарований, обладая энциклопедическими познаниями, кипучей энергией, замечательным трудолюбием, организаторским талантом, редкостным даром слова. Сложно, если вообще возможно, описать подробно всю его многогранную деятельность: в деле миссии и духовного просвещения, в педагогической и церковно-учительской деятельности, в обязанностях общественного деятеля и ученого, церковного писателя и редактора.
Внешностью о. Евграф обладал примечательной: высокого роста, благообразный, красивый, с проницательными глазами и «орлиным» взором. Был музыкален.
О. Евграф был женат. Анна Васильевна Еварестова (1869 г.р.), урожденная Покровская, происходила из семьи священника. Музыкально одаренной барышне прочили будущее знаменитой пианистки. Но Господь судил ей путь иной — путь спутницы жизни замечательного священника, матери 15 детей, а на закате дней — судьбу тюремной узницы, защищавшей жизнь мужа и детей, судьбу вдовы врага безбожной власти, уничтоженного ею.
Правнучка протоиерея Евграфа и Анны Васильевны — Наталья Александровна Латышева — известный в Уфе человек, заслуженный работник культуры России и Башкортостана, преподаватель музыки, воспитавший не одно поколение пианистов-лауреатов российского и международного масштаба. Рассказывает Наталья Александровна: «Прабабушка — Анна Васильевна Покровская, происходившая из семьи священнослужителей, с детства серьезно занималась игрой на фортепиано, была на редкость одаренной. Когда семья решила ее — 17-летнюю, выдать замуж за священнослужителя, ее педагог-немец на коленях умолял родителей не губить талант и не выдавать ее замуж, проча ей будущее знаменитой пианистки».
Замуж все-таки выдали. Венчание четы Еварестовых состоялось в 1885 или 1886г. Проживали они в одноэтажном деревянном доме по ул. Александровской, 5 (ныне ул. К.Маркса), принадлежавшем Воскресенскому кафедральному собору. Все семейство было на редкость музыкально. Все дети получали среднее образование: девочки в Уфимском епархиальном женском училище, а мальчики — в Уфимской Духовной Семинарии.
В семье родилось 15 детей (трое умерли во младенчестве): Александра (1888-1984), Василий (1897г.р.), Сергей (1893г.р.) Екатерина (1895г.р.), Николай (1896г.р.), Мария (1897г.р.), Иван (1899г.р.), Александр (1903г.р.), Алевтина (1905г.р.), Алексей (1906г.р.), Анна (1909г.р.) и Варвара.
Анна Васильевна всех учила музыке. Много играла сама, но чаще ночами. Музыкальная одаренность передавалась и детям. Из воспоминаний старшей дочери, Александры Евграфовны (бабушки Натальи Латышевой), известно, что в доме всегда звучала музыка. Часто устраивались домашние концерты. Любили слушать инструментальный дуэт — матушки и сына Ивана, блестяще игравшего на скрипке. Дочери впоследствии обучались в консерваториях — Мария – в Таллинской, Александра — в Петербурге. Сын Николай пел в Большом театре вместе с Козловским, пел заглавные партии. Но за принадлежность к роду священнослужителя был сослан в Соловецкий лагерь. По воспоминаниям современников остался добрым человеком. Последние годы работал в Москве настройщиком роялей. Его внук Георгий, хоровой дирижер, стал регентом, в настоящее время — священник одного из московских приходов.
О. Евграф и матушка Анна создали прекрасную, дружную семью, которая могла бы служить образцом для подражания и примером той «малой церкви», для создания которой соединяются двое в православном браке.
В 1918 г. все уфимское духовенство хлебом-солью встретило Белую Армию, освободившую летом г. Уфу от большевиков. В соборе служились постоянно благодарственные молебны, молебны о спасении Отечества. При храмах епархии, в том числе при Воскресенском соборе был организован сбор одежды, белья и денежных средств для Белой Армии, устроен лазарет. Матушка Анна Васильевна принимала участие во всем этих трудах. За эту деятельность о. Евграф подвергался аресту, когда Уфа опять оказалась в руках красных, но был отпущен (быть может, его освободило в марте 1919г. контрнаступление армии Колчака).
Из воспоминаний дочери Анны Евграфовны: «Еще помню, что многие священники уезжали, и уехали все из собора, а папа отказался уезжать категорически… и службу вел один. В Духов день, когда он служил, я увидела, что алтарь был раскрыт, а папа стоял на коленях и молитвенно поднимал руки, а по щекам его текли слезы, верно, он чувствовал, что это его последние дни».
Четыре сына о. Евграфа служили в Армии Колчака: двое из них пошли добровольцами, двое были мобилизованы. С Армией Колчака ушли две дочери о.Евграфа — одна была замужем за прокурором Суда Западной Армии Колчака, вторая — замужем за инженером, офицером при Армии Колчака.
9 июня 1919 г. красные окончательно взяли Уфу. О. Евграф единственный оставался в храме до последнего, будучи не в силах бросить иконы в беззащитном одиночестве. Он был арестован красноармейцами-латышами в своем доме 18 ноября 1919 г. Они ворвались с черного хода и сразу же стали обыскивать квартиру. Забрали все мало-мальски ценные вещи, награды, документы и фотографии и увели о. Евграфа. С арестованным старым священником (а ему было в это время уже 62 года) никто не церемонился, над ним издевались, его били, ему плевали в лицо, таскали за бороду.
1 декабря 1919 г. о. Евграф Еварестов из Уфимского Губернского Дома Принудительных работ (тюрьмы) был препровожден в Особый Отдел при Реввоенсовете Восточного фронта. Из обвинительного заключения, составленного заведующим следственной частью Особого Отдела при Реввоенсовете Восточного фронта: «… гр. Евграф Еварестов обвиняется: 1) как член монархической организации Михаила Архангела, вина эта его удваивается, ибо он поп; 2) как член и учредитель агитационного Просветительного Общества течения Колчака, что являлось определенной Правительственной агитацией в пользу Колчака и затемнение Народных масс, которые он и без того затемнял как поп; 3) в добровольных пожертвований на Народную Армию…; 4) участник сборов разного имущества как то: одежды и белья в своем приходе на Народную армию; 5) в родственных связях с активными белогвардейцами; 6) в ложно злостных показаниях при допросе. Находя Е. Еварестова врагом Советской власти, принесшего много вреда и способного его приносить, предлагаю его РАССТРЕЛЯТЬ».
Приговор был приведен в исполнение 7-8-го декабря 1919 г. По некоторым данным, о. Евграф был расстрелян где-то за Сергиевским кладбищем. Его вели на расстрел в одном нижнем белье, босиком по снегу он встретил смерть в бесконечном смирении.
Из воспоминаний дочери: «Потом к тюрьме приходили старушки, и около тюрьмы служили панихиды, молились. Они долго туда ходили, уже и год прошел, а они все служили панихиды. Одна из этих старушек рассказывала, что в один из церковных праздников о. Евграф явился им — весь в белой одежде и в венце…».
Супруга прот. Евграфа, Анна Васильевна Еварестова, была арестована 21 ноября 1919 г. Обвинение при аресте: в содействии сбору денег на нужды Народной армии, в родственных связях с белыми, в злостно-умышленных показаниях. Арестована, как жена священника, вскоре после ареста мужа, протоиерея Евграфа Еварестова. Сначала матушку вызвали для снятия допросов, а потом арестовали.
30 ноября 1919 Особым Отделом при Реввоенсовете Восточного фронта Анне Васильевне Еварестовой был вынесен приговор: заключить в концентрационный лагерь на все время гражданской войны без права амнистирования, имущество конфисковать, детей передать в Социальное обеспечение.
В конце ноября 1919 г. Анна Васильевна перенесла тяжелую форму сыпного тифа, после чего у нее открылся туберкулез, полученный в тюрьме. Старшую дочь Александру с двумя своими детьми и пятью малолетними братьями и сестрами выслали в декабре 1919г. в 40-градусный мороз в ссылку в Катав-Ивановский завод Уфимской губернии.
31 марта 1920г. телеграммой Губвоенкома пришло разрешение семье вернуться обратно в Уфу, в свой дом. После тюремного заключения тяжелобольную матушку выпустили из тюрьмы домой, где она через два года тихо отошла ко Господу, окруженная заботами, попечением и любовью детей 9/22 марта 1922 г., на день памяти 40 мучеников Севастийских.
Все заботы по воспитанию детей взяла на себя старшая дочь Еварестовых — Александра; оставалось семь ее младших братьев и сестер, и двое своих детей. Александра Евграфовна училась в Петербурге — окончила 6-годичные курсы Рапгоффа. Через музыку ей удалось спасти семью от голодной смерти, выжить, прокормить большую семью. Александра Евграфовна, будучи хорошей пианисткой, устроилась на работу тапером в кинотеатр «Акмулла» (впоследствии кинотеатр «Октябрь»). Всем детям сумела дать образование, всех поставила на ноги. «Она была настоящая подвижница, воспитатель по призванию — это помогло ей совершить подвиг», — вспоминает Наталья Александровна Латышева о своей бабушке, которую хорошо помнит.
26 октября 1999 г. в храме Казанской иконы Божьей матери бывшего села Богородского состоялось прославление священномученика протоиерея Евграфа Еварестова как местночтимого святого Уфимской епархии. На эту службу приехал правнук Евграфа Еварестова — священник из подмосковья — отец Георгий Олегович Еварестов.
По представлению епископа Уфимского и Стерлитамакского Никона, Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви (13-16 августа 2000 г.) священномученик протоиерей Евграф Еварестов был причислен к лику новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания. Также его память совершается 24.11 с.ст. / 7.12 н.ст.
Зимина Н.П.