Святитель Иустин (Полянский)

Жизнеописание.

Святитель епископ Иустин (в миру Михаил Евграфович Полянский) родился в 1830 году в Воронежской губернии в семье дьякона, мать его была дворянкой. По окончании в 1853 г Воронежской духовной семинарии, по благословению своего духовника Воронежского архиепископа Иосифа (Богословского), женился на сироте, дочери священника Воронежской епархии. Рукоположен в сан священника к сельскому храму Успения Божией Матери, в котором прослужил 7 лет. Трудами о.Михаила Полянского храм был расширен двумя новыми приделами – Николая Чудотворца и великомученицы Варвары, были построены новая колокольня и ограда.

После смерти жены, в 1864 г. был пострижен в монашество в честь мч.Иустина Философа в Благовещенском Митрофановом монастыре г.Воронежа. Здесь же был назначен народным духовником и проповедником.

Окончил Киевскую духовную академию и в 1870 г. удостоен степени магистра богословия за диссертацию «Нравственное учение св. отца нашего Исаака Сирина». Служил преподавателем в Харьковской, затем был ректором Литовской и Костромской духовных семинарий. Позже он вспоминал, что в Вильне ему «пришлось переделать весь семинарский корпус; в обоих этажах выбрать своды, поделать полы и потолки, устроить до 80 печей и новый корпус для больницы». По его инициативе в Костромской духовной семианрии было построено 7 каменных корпусов, посажен семинарский сад. В Костроме составил по семинарской программе труд «Православно-христианское вероучение, или Догматическое богословие».

В 1884 году посвящен в сан епископа и назначен викарием Рязанской, затем Херсонской епархий.

По свидетельству святителя Иустина, во время служения на Херсонской кафедре он удостоился посещения Божьей Матери: «Явилась мне, недостойному, во всей небесной красоте и величии и возложила на меня большой венок из белых роз и лилий. И когда я в необыкновенном восторге спросил: “Кто это?” – мне отвечал невидимый голос: “Святая Святых Большая!”». Для увековечения памяти об этом событии Иустин поставил в херсонском соборе, на горнем месте, икону Успения Божьей Матери, а под ней – медную дощечку с надписью: «Радуйся, Святая Святых Большая»; рядом положил резной позолоченный венок с крестом посередине. Позже, пребывая на Тобольской кафедре, Иустин составил акафист Абалакской «Знамение» иконе Божьей Матери, в каждом икосе которого имеется воззвание: «Радуйся, Святая Святых Большая». В период пребывания Иустина на Рязанской кафедре была написана большого размера, в рост, икона Божьей Матери, которую украшал венок («во образ виденного»).

В 1890 году назначен на кафедру епископа Тобольского. Вскоре по прибытии святитель Иустин подарил всем настоятелям церквей г.Тобольска свое сочинение «Догматическое богословие»; собственноручно на каждом экземпляре святитель написал наказ пастырям «исполнять закон Божий и ревностно проходить свои обязанности». Заботился о ремонте старых и строительстве новых храмов. Учредил несколько просветительских и антисектантских миссий среди коренных жителей. Открыл братство вмч. Димитрия Солунского и типографию при нем, в которой помимо просветительских книг печатались учебники и пособия для церковноприходских школ, епархиальная газета и просветительские листки. Особо владыка чтил память просветителей Сибири святителей Тобольских Филофея и Иоанна.

В 1893 г. по болезни подал прошение об увольнении на покой:

«Постигла меня болезнь-плеврит от простуды на Пасхе,- писал владыка в записках.- Болезнь действительно была невыносимо северная, так что я лишился было и пищи, и сна, и 100 дней сидел в кресле, отплевываясь от плеврита. Не видя конца болезни, я вынужден был просить увольнения от должности…».

По увольнении на покой назначен управляющим Петропавловской Раненбургской пустыни в Рязанской губернии. Здесь поправил свое здоровье и в 1894 г. назначен епископом Рязанским.

При святителе Иустине значительно оживилась просветительская и миссионерская деятельность местного братства. В 1895 г. состоялось грандиозное празднование 800-летнего юбилея г. Рязани и 600-летия со дня преставления свт. Василия Рязанского. По инициативе св.Иустина отремонтирован и освящен  незадолго до юбилея Архангельский кафедральный собор. Написана величественная икона свт. Василия, а на его могиле был обновлен памятник. Восстановил владыка и празднование св. кн. мч. Роману Рязанскому. Написанные и выправленные святителем Иустином службы, акафист, молитвы свт. Василию и кн. Роману были им позже переданы в библиотеку кафедрального собора Рязанского кремля и употребляются при богослужении доныне.

14 октября 1896 г., на праздник Покрова Пресвятой Богородицы, святитель Иустин был назначен епископом Уфимским и Мензелинским, 14 нояб. прибыл в Уфу. Как писал епископ Иустин в своих записках,

«был вырван из резкой Рязани и пересажен в спокойную Уфу».

Как и в Тобольске, одним из первых его деяний на новой кафедре стало учреждение епархиального братства в честь Воскресения Христова при кафедральном соборе. Братство имело миссионерское, просветительское и попечительское направления. В 1897 г. братство открыло в Уфе трехгодичный класс подготовки псаломщиков по составленной епископом Иустином программе «Общего обучения в псаломщицком классе». Обучение было так организовано, что способные выпускники, после сдачи экзамена, могли поступать учителями в церковноприходские школы и школы грамоты. Заботами святителя в Уфимской епархии было открыто около 20 приходских школ. В июне-июле 1898 г., в соответствии с распоряжением Синода, он устроил в Уфе первые краткосрочные педагогические курсы для учителей и учительниц церковноприходских школ.

Вскоре по прибытии на Уфимскую кафедру владыка освятил после реконструкции Петропавловскую церковь тюремного замка, а также утвердил кандидатуры священника и псаломщика, которым надлежало совершать службы в воскресные и праздничные дни и заботиться о духовно-нравственных нуждах заключенных.

В 1897 г. состоялось освящение церкви во имя свт. Николая Чудотворца при уфимском железнодорожном вокзале. Вообще, во всех местах своего служения Иустин был неутомимым строителем и благоустроителем: возводил новые храмы, благоустраивал монастыри и архиерейские дома, разводил сады, открывал типографии, учреждал епархиальные братства, способствовал открытию новых школ, подготовке преподавателей.

Большое внимание уделял устроению монашеской жизни в епархии. В 1897 г. Началось возрождение уфимского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря, находившегося до того в полном упадке: было построено новое, каменное здание монастырского комплекса, восстановлена разрушенная ограда, а из Москвы привезен колокол весом 300 пудов. В 1898г. открыт Покровский женский монастырь в Стерлитамакском уезде. О трудах своих храмоздательских он писал:

«Не явное ли это доказательство, что сила Божия в немощи совершается. Что я за строитель? А вот что сделано при моем посредстве. Слава тебе Господи! Записано не для хвастовства и тщеславия, а для утешения в моей страннической жизни и для успокоения, что она прошла не бесследно, по крайне мере во внешнем отношении, а внутренняя моя – Бог весть. В Уфе живется мне пока тихо и спокойно, как будто на самом деле на покое. Слава тебе, Господи! Снова убеждаюсь, что Бог, что не делает – делает к лучшему. Уфимское солнце как-то особенно светло и приятно светит».

В 1899 г. святитель Иустин открыл при Уфимском епархиальном училищном совете и его уездных отделениях — Мензелинском, Белебеевском и Бирском — временные Попечительные комитеты для сбора пожертвований на устройство при церковных школах епархии бесплатных столовых для учащихся в местностях, пострадавших от неурожая хлеба. Эти средства были использованы также на приобретение для учащихся одежды и обуви, на выдачу денежных пособий нуждающимся учителям в тех же школах и на отопление школьных зданий.

Особое внимание архиерей уделял воспитанию пастырей, организации проповеднического дела в епархии, чему посвящал многочисленные статьи и поучения (напр.: Воззвание к уфимскому духовенству; Вниманию пастырей как проповедников Уфимской Церкви; Руководство молодым и неопытным священникам при совершении таинства покаяния). В помощь священникам владыка составил обширную и разностороннюю «Программу для пастырских поучений и чтений». С 1897 г. в крестовой Свято-Духовской церкви святитель Иустин проводил Евангельские чтения. Материалы чтений публиковались в виде особого приложения к «Уфимским епархиальным ведомостям», а также были изданы отдельной книгой под названием «Вечное Евангелие».

Современники вспоминали о святителе Иустине как о ярком проповеднике, аскете и затворнике. Известен его распорядок дня в период пребывания на Уфимской кафедре: «В 5 часов утра я на ногах и занимаюсь собственно своими обязательными келейными делами до 7 часов. В 7 часов до 9 слушаю Божественную литургию. С 9 до 12 часов обыкновенно принимаю просителей. В полдень — с 12 до 3-х часов — трапеза и отдых. От 3 до 5 часов принимаю посетителей. От 5 до 7 часов слушаю вечернее и утреннее Богослужение. С 7 часов до 10, а иногда и долее, занимаюсь обязательными делами епархиальными… Девиз мой — истина и справедливость»

Владыка Иустин известен как яркий проповедник и духовный писатель: кроме множества публикаций в различных изданиях, в 1895 году в Москве вышло обширное собрание его сочинений в 12 томах. Переиздаются его сочинения и сейчас. На протяжении всей своей жизни епископ Иустин писал стихи, часть из которых была публикованы в периодической печати, а так же в сочинениях преосвященного, но отдельной книгой они изданы не были.

В речи протоиерея Граматина, напечатанной в «Уфимских епархиальных ведомостях» приведено четыре стихотворения епископа Иустина из рукописи «Мои мысли, воздыхания и желания под рязанскими зорями и уфимскими ночами», оставшейся неопубликованной. Приводим одно из этих стихотворений.

Епископ ИУСТИН (ПОЛЯНСКИЙ)
Мое утешение и защита

Как мне приятно и легко,
Когда про Бога вспоминаю;
И с благодарностью за все,
Свои молитвы возсылаю.

Болею телом иль душой,
Иль нахожусь в какой тревоге,
Я утешение одно
Лишь нахожу в едином Боге.

Бываю ль я обременен
Нуждою, бедностью своею
И в это время одного
Себе Помощника имею.

Иль нахожусь в такой беде
Иль злобой враг меня терзает, 
Всегда во всем и от всего
Спаситель-Бог меня спасает!

Когда бываю я занят
И тяжкий труд обременяет,
Меня надежды веселят,
И вера в Бога подкрепляет.

На всяком месте он хранит
Во всех делах благословляет:
Бог милосердие свое
Во мне всегда, везде являет.

14 июля 1900 г. Иустин был уволен на покой и назначен настоятелем Петропавловской Раненбургской пустыни. В июле 1903 г. переведён на покой в Свято-Георгиевский Бизюков Пропасной монастырь Херсонской епархии.

Скончался 26.09/09.10.1903г. и похоронен по завещанию в склепе в одной из башен Бизюкова монастыря.

Епископ Иустин глубоко почитался в народе как истинный пастырь, настоящий монах, подвижник. В монастырь к месту упокоения Иустина совершались паломничества верующих.

По воспоминаниям фельдшера обители Н. Ногачевского, осенью 1919 г. несколько святотатцев задумали проникнуть в замурованный монастырский склеп, чтобы разграбить его, рассчитывая найти там золото. Ночью они подошли к стене монастырской башни и стали железным ломом пробивать отверстие в склепе. После нескольких ударов внезапно из стены вырвались яркие струи огня и обратили вандалов в бегство.

Мощи свт. Иустина сохранились в склепе и покоятся под спудом во вновь открытой Бизюковской обители.

Святитель Иустин Уфимский прославляется в Соборах Крымских, Воронежских и Уфимских святых.

свящ.К.Новиков,
по материалам открытых источников:


Другое.

1. Собрание сочинений святителя Иустина в 12 тт (кроме 5) (PDF). том 5 на сайте РГБ — ссылка

1.1 Что такое жизнь и как должно жить : Статьи для религиозно-нравственного чтения / Собрал епископ Иустин. — Санкт-Петербург : И.Л. Тузов, 1901. — 452, II с.; 22.  (PDF на сайте РГБ)

2. Антуфьева Н. Литературная деятельность епископа Иустина (Михаила Полянского)

3. Рева К.А. Святитель Иустин (Полянский) епископ Уфимский 

4. Жизнеописание и список трудов (с публикацией некоторых) на сайте Азбука.ру

5. Сообщение о кончине«Прибавленія къ Церковнымъ Вѣдомостямъ». 1903. № 42. C. 1634-1635.