Антипасха в Воскресной школе города Бирска

Опубликовано 12.05.2024г.

12 мая 2024 года, в Неделю 2-ю по Пасхе, апостола Фомы, называемой Антипасха*, воспитанники Воскресной школы имени святых Кирилла и Мефодия после Божественной литургии собрались в актовом зале школы на репетицию концерта посвященного Светлому Христову Воскресению и Дню святых Жен-мироносиц, который состоится, по благословению Преосвященнейшего Спиридона, епископа Бирского и Белорецкого 19 мая 2024 года на территории Свято-Троицкого кафедрального собора города Бирска.

Но перед репетицией всех ожидало приятное событие — поздравление команды Воскресной школы города Бирска, занявшей 1-е место в епархиальной Олимпиаде по Закону Божиему на тему «Книга притч царя Соломона». В этом году на Олимпиаде, показав глубокие знания по предложенной теме, честь школы защищали:
1. Суханов Виктор (классный руководитель Помелова Карина Робертовна);
2. Шибиркина Ника (классный руководитель Шибиркина Дария Анатольевна);
3. Карпович Елисавета (классный руководитель Шибиркина Дария Анатольевна);
4. Трапезникова Елисавета (классный руководитель Воробьева Анна Валерьевна);
5. Сальникова Анастасия (классный руководитель Воробьева Анна Валерьевна).

Шибиркина Ника была награждена еще одной грамотой за участие в епархиальной детско-юношеской конференции исследовательских работ «В начале было Слово» на тему «Великая сила крестных ходов», в которой она заняла почетное 2-е призовое место с работой о Великорецком крестном ходе. Свою исследовательскую работу Ника подготовила под руководством своей мамы и педагога Шибиркиной Дарии Анатольевны, которая сама не раз участвовала в этом крестном ходе и с удовольствием поделилась своими знаниями и впечатлениями с дочерью о таком значимом ежегодном событии в жизни Русской Православной Церкви.

Затем дети провели репетицию, после которой дружно с родителями и педагогами отправились в МАУ ДО ЦДТ «Радуга» на концерт «Небес хрустальное звучание» мужского хора «Держава» Царского монастыря на Ганиной яме г. Екатеринбурга. Квартет под управлением регента Антона Лебедева исполнил пасхальные песнопения, канты, русские народные и авторские песни, казачьи песни и романсы. Некоторые произведения исполнялись под аккомпанемент гитары и русских народных гуслей. Дети и взрослые с удовольствием подпевали гостям из столицы Урала. Концертная программа завершилась песней «День Победы», которую все присутствующие вместе с артистами пели стоя. Продолжительные аплодисменты стали наградой хоровому коллективу «Держава», за предоставленную духовную радость взрослым и детям, гостям и жителям города Бирска в эти светлые Пасхальные дни.

Воскресная школа, в лице воспитанников, педагогов и родителей выражает искреннюю благодарность Преосвященнейшему епископу Спиридону, за организацию и приглашение на замечательный концерт, принесший столько тепла, света и любви в души и сердца всех — от мала и до велика.

* Справка: Антипа́сха (от греч. ἀντιπασχα — вместо, напротив Пасхи) — первое воскресенье после Пасхи, служащее обновлением Праздника Пасхи в 8-й день. Этот день имеет три названия: Антипасха, Неделя о Фоме, Неделя Новая. Каждое из этих названий имеет определенный смысл и отражает этап в истории данного праздника.

Антипасха – самое древнее название (появилось в VI веке), которое отражает раннюю традицию восприятия этого дня как отдания Пасхи. Этот праздник уже в IV веке воспринимался как день, когда завершаются пасхальные торжества, о чем говорил блаженный Августин, называя Антипасху «октавой Пасхи» (впоследствии термин «октава» в западной литургической терминологии стал техническим термином, обозначающим отдание праздника). В древней иерусалимской традиции в этот день богослужение совершалось во многих чертах по тому же чину, что и в сам день Пасхи. В этот день совершались обряды, которые были завершением крещения оглашенных, совершавшегося в Великую Субботу: новокрещенные снимали белые одежды, омывали голову (всю Светлую седмицу голову не мыли, носили особый кукуль, чтобы сохранить помазание миром, которое наносили только на лоб). Получается, Антипасха – это день, завершавший древний пасхальный цикл, как бы «Пасха с другой стороны».

Название «Неделя о Фоме» или «Фомина» («Фомино воскресенье») появилось после IX века и связано с изменением основного акцента в богослужении: вместо «отдания Пасхи» праздник стал воспоминанием второго явления Воскресшего Христа апостолам (произошедшего в восьмой день после воскресения), среди которых был Фома, не желавший верить известию о воскресении Спасителя, пока не увидел Его собственными глазами (Ин.20:19-31).

Наконец, наименование «Новая неделя», употребляемое в Ирмологии (а также в Типиконе, см. «Неделя Антипасхи», 5-е «зри»), объясняется местом этого дня в годичном круге богослужения. Со дня Антипасхи начинается новый годовой цикл чтения кафизм и последовательность гласов Октоиха. Кроме того, тема новизны или обновления отражена в «Слове на неделю новую» святителя Григория Богослова и имеет идейный смысл: люди, пройдя Страстную седмицу и отпраздновав седмицу Светлую, должны начать новую жизнь, пользуясь плодами искупительного подвига Иисуса Христа, Который совершил обновление мира и человека в Своем воскресении.

Пресс-служба Бирской епархии по информации Бирского благочиния.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, сообщите нам, выделив этот текст и нажав Ctrl+Enter.