Доклад Преосвященнейшего Спиридона, епископа Бирского и Белорецкого, на V Бирских образовательных чтениях

Опубликовано: 26 ноября 2021 в 16:44.

Ваше Высокопреосвященство, дорогой Владыка Никон! Ваше Преосвященство, дорогой Владыка Николай! Уважаемый Азат Маратович! Уважаемые участники и гости данного форума!

Тема церковно-общественного форума посвящена 350-летию со дня рождения Петра Первого, которое отмечается в нашей стране в 2022 году согласно указу Президента России.

В преддверии юбилея мы имеем возможность в ходе открытого диалога рассмотреть множество общих для нас задач через призму личности Петра Первого и значения его преобразований для нашего Отечества.

Данная тема поднимает перед нами важную проблему соотношения секулярного и религиозного мира, потому что именно личность императора Петра Первого являет нам пример этого соотношения.

Основным контекстом темы Чтений станут актуальные вопросы духовно-нравственных задач современного общества и двух во многом рознящихся мировоззрений – секулярного мира и мира религиозного.

О личности императора Петра I мы знаем со страниц школьных учебников истории и литературы, которые отмечали в числе его заслуг перед Россией строительство российского флота, основание Санкт-Петербурга и победу в Северной войне и многое другое. Фигура Петра в литературе восемнадцатого века монументальна. Он — образ идеального государя, великого самодержца, который создал страну своими усилиями. Однако идеализация образа Петра в восемнадцатом веке сменяется множеством неоднозначных трактовок в последующем. Уже в середине XIX века вопрос о роли царя-реформатора расколол общественное мнение на «славянофилов» и «западников». Их знаменитый спор, то стихая, то возобновляясь, длится вот уже почти два столетия.

Вместе с тем, за страницами школьных программ оставалось и остаётся сложное мировоззрение великого императора, которое во многом отражает реалии духовной жизни, приоритетов, запросов и исканий нашего времени.

Петровская эпоха — это эпоха великих перемен и надежд, стремлений найти для России новый путь. Аналогичные по масштабам перемены происходят и в жизни современного общества, когда наша страна по окончании советской эпохи пошла по новому пути.

Россия в конце XVII века переживала сложные времена — она существенно отставала по уровню науки, образования, инженерной мысли, военного дела от ведущих государств того времени. Вступивший на престол молодой царь не захотел мириться с таким положением дел и поставил себе задачу (а затем успешно её выполнил) — сделал свою страну империей и вывел её в число лидеров в первой трети нового, XVIII века. Это фигура не только историческая, но и символическая для нашей страны.

Поэтому предстоящий юбилей Петра Первого — это хороший повод для разговора о единстве отечественной истории, внутренней преемственности всех её периодов.Важно осмыслить тот путь, который прошла Россия при Петре I, осмыслить отдельные моменты его жизни и последствия его духовного выбора для России.

Отметим,  что именно ему, – младшему сыну царя Алексея Михайловича, имевшему самый скромный шанс наследовать трон при пяти старших братьях, – было суждено принять тяжёлое бремя «шапки Мономаха» в непростых условиях развития государства на рубеже XVII-XVIII веков. В этот период стояла первостепенная задача – сохранить страну от разграбления интервентами, а Православную Церковь – от волновавшего её раскола, еретических течений, усиления протестантского и католического влияния.

Вспоминая слова, сказанные императором о самом себе: «А о Петре ведайте то: его жизнь ему не дорога, жила бы Россия…» — представляется важным увидеть связь времён и осмыслить дальнейшие судьбы нашего Отечества и народа.

Мы видим, что современный секулярный мир всё более остро противопоставляется миру церковному, вытесняемому на периферию частного выбора. Подобная мировоззренческая устремлённость уже показала свои печальные последствия для европейского мира: во внешне благополучных странах стремительно теряет свою значимость ценность человеческой жизни, утрачивается её смысл, приводя к трагическому росту числа самоубийств, в том числе среди детей и молодёжи. Несмотря на развитие различных форм виртуальных коммуникаций, внутреннее одиночество всё чаще становится мрачным спутником современного человека, утратившего живое общение с Богом.

К сожалению, такие тенденции начинают проникать и в Россию, поэтому вопрос о взаимодействии Церкви и общества, о роли Церкви в современном мире отнюдь не праздный. Более глубокому пониманию этой проблемы, поиску её правильного решения способствует обращение к историческому опыту, о котором образно говорит Екклесиаст: «…нет ничего нового под солнцем. Бывает нечто, о чём говорят: «смотри, вот это новое»; но это было уже в веках, бывших прежде нас».

Отношение Петра Первого к Православной Церкви носит зачастую противоречивый характер и не находит однозначных оценок.

Так, обращаясь к русским воинам перед Полтавской битвой, Пётр ставит Православие в ряду главных ценностей, ради которых не жалко отдать жизнь: «Вот пришёл час, который решит судьбу Отечества. И вы не должны помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за Отечество, за православную нашу веру и Церковь».

В «Воинском Артикуле», составленном при личном участии царя, красной нитью проходит забота о духовном состоянии воинства. В первой главе говорится о важности стяжания страха Божия, на современном языке это звучит так: «Хотя всему обществу и каждому христианину без исключения надлежит по-христиански честно жить, и не в лицемерном страхе Божием содержать себя: однако же, солдаты и воинские люди с особой ревностию должны внимать Ему, поскольку поставлены Богом в такое состояние, что смерть их может в любой момент застигнуть».

Всем православным подданным Пётр Первый повелел бывать за Богослужением в день Полтавской победы, а кроме того, церковной молитвой встречать начало календарного года и памятные даты царской фамилии.

Препятствуя разделению прихожан по имущественному признаку, царь издал указ,  согласно которому запрещалось богатым приглашать духовенство к себе домой для совершения Богослужений, что вменялось им в тщеславие.

Не осталось без благочестивых начинаний и такое грандиозное свершение, как возведение новой столицы. Государь не решился перекраивать на европейский лад самобытную архитектуру Москвы, но основал столицу будущей империи на месте славных побед великого князя Александра Невского. Выстроив в Санкт-Петербурге монастырь во имя святого защитника Руси (ныне это Александро-Невская лавра), царь с подобающими почестями повелел перенести из Владимира в стольный град нетленные мощи благоверного князя и лично участвовал в этой процессии.

Несмотря на усиление административного контроля, Русская Православная Церковь не стала бюрократической организацией, лишённой творческих сил и высоты духа. Уже в царствование самого Петра она дала Отечеству и всему православному миру подвижников благочестия, ставших яркими деятелями русской культуры и церковного просвещения. Среди них и сподвижники царя — Преосвященные: Стефан (Яворский) Рязанский, Иов Новгородский, Димитрий Ростовский и Митрофан Воронежский. Бывая на воронежских верфях, Пётр не упускал случая побеседовать со святителем Митрофаном, находя в его словах духовное утешение и опору своим лучшим начинаниям, так как чувствовал в его личности своего единомышленника.

Сегодня особенно важно говорить об исторической фигуре Петра Первого, поскольку мы живём в мире, в котором сочетаются и глубокая секуляризация, и серьёзный религиозный и духовно-нравственный подъём.

На первый план сегодня выходит проблема повышения образовательных результатов обучающихся, то есть решение задач, сформулированных в Указе Президента России о вхождении нашей страны в десятку стран-лидеров по качеству образования. Как известно, в Республике Башкортостан сформирована целостная региональная стратегия работы в данном направлении, включающая одной из ключевых — задачу патриотического воспитания подрастающей молодёжи.

Подводя итог своему выступлению, отмечу, что личность Петра Первого имела огромное значение для всей истории России, а его преобразования оказали значительное влияние на последующий ход исторического процесса нашего Отечества.

Мы обязаны беречь память о своих национальных корнях, богатейшие исторические, культурные и духовные традиции. Связь времён — основа нашего успешного будущего.

Желаю Вам, уважаемые участники и гости образовательных чтений, плодотворной работы и доброго здоровья!

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.